Режиссер-хореограф Сергей Землянский разработал особый жанр пластического спектакля, который называется wordless drama – драма без слов. Теперь спектакль такого жанра появился на сцене Центра театра и кино Никиты Михалкова – это «Марья», созданная по мотивам рассказов А.П. Чехова «Бабы» и «Барыня».
Марья в этом спектакле – собирательное имя русской женщины. Через судьбы героинь Машеньки и Марьи в спектакле передаются сила и нежность, страсть, решительность и самозабвение русского женского характера. Марья как столп и опора самой жизни, корень, дающий питание кроне. Обеих героинь спектакля зовут Марьями, и обе ведут трудную борьбу за право быть счастливыми.
Машенька из рассказа «Бабы» хочет одного – правды. Она не согласна обманываться и обманывать мужа и человека, которого полюбила больше жизни. Машенька (Юлия Вострилова) неистово сражается за свое обжигающее душу и сердце чувство, но оба мужчины – и муж, и возлюбленный – не желают отказаться от привычной спокойной жизни и признать правоту и силу любви. Такой же пронзительной лиричностью и суровой трагедией жизни окрашен и второй рассказ – «Барыня». Его героиня Марья (Татьяна Маляревская) остается один на один со своей бедой: мужа, конюха Степана, забрала любовником в свой дом капризная барыня Стрельчиха. Марья проходит через презрение и побои родни мужа, теряет неродившегося ребенка, но не хочет быть жертвой обстоятельств, подобно слабовольному Степану.
Роли в пластических спектаклях Землянского исполняют не профессиональные танцовщики, а драматические артисты. Землянский считает, что «драматические артисты глубже и эмоциональнее могут выразить переживания персонажей». В основе пластического рисунка спектакля – характерный танец, немного угловатый, непривычно резкий, насыщенный эмоциями и порывистыми передвижениями по сцене. Молодые артисты, играющие в «Марье», необыкновенно выразительны и точны в пластической передаче характеров, молчаливых диалогов и даже возраста героев.
Красоту движений исполнителей поддерживает сценография Юрия Купера: по-чеховски тонкая, деревенская и усадебная живопись в формате 3D раздвигает пространство сцены и погружает героев в самый центр стереоскопического кадра.
Дарья Евдочук